Posted in педагоги лицея
Шуклова Наталья Шиминовна
Проблема, над которой работаю:
«Исследовательская деятельность учащихся, личностно-ориентированное обучение путем гуманизации и экологизации химического образования».
Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 67 от 29.07.00 с 1.09.2000 года на основании решения Городской аттестационной комиссии была присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель».
Педагогическая проблема
Современная школа в нашей стране до недавнего времени по большей части руководствовалась принципом «учить всех всему» и сталкивалась при этом с проблемами растущей перегрузки школьников и, главное, с подавлением их творческих начал. Считаю, что целью образования должно быть не просто запоминание готовых знаний, а открытие и активное усвоение. Все это должно прививать учащимся умение «научно работать», умение владеть методами наук как инструментом получения новых знаний. Особое внимание в своей работе обращаю на формирование эмоциональной сферы школьника. Активно работает лишь неравнодушный ученик. Учитель и ученик должны быть единомышленниками. Работать, думать, задавать вопросы, искать ответы, радоваться, учиться – все время вместе. На уроке стараюсь создать атмосферу взаимного уважения и доверия. Каждый ученик работает в меру своих возможностей и способностей. Гуманизм воспитывается общей нравственной атмосферой урока, нравственным примером учителя и гуманитарной наукой.
Одна из важных проблем, волнующих сегодня всех, кто болеет душой за нашу школу – проблема гуманизации и гуманитаризации образования и науки. Считаю эту проблему очень актуальной. Важно не только констатировать истину фактов, но и обсуждать их и спорить.
Гуманизация – приобщение науки к общечеловеческим критериям, в первую очередь, критериям совести и доброты.
Гуманитаризация – использование в естественных и технических науках методов, разработанных в гуманитарных областях, связанных с образным мышлением, с обостренным вниманием к интуиции, с привлечением далеких аналогий и метафор, с эмоциональными оценками вместе с логическими доказательствами. Идею гуманитаризации можно представить в виде схемы.
Я уверена, что литература и искусство самые мощные инструменты воспитания духовности и нравственности. При организации учебно-воспитательного процесса обращаюсь к различным литературным источникам, произведениям устного народного творчества, мифам и легендам, к классике, современной литературе. Эти связи между литературой и химией и другими предметами порождают новые мысли и чувства, идет обогащение одного знания – химического другим – гуманитарным. И этот процесс обогащает культуру человека в целом. Использование этого приема оказывает большое воспитательное значение на учащихся, позволяет реализовать идеи гуманизации и гуманитаризации при обучении химии.
Считаю главными принципами организации учебно-воспитательного процесса являются:
►создание эмоционального настроя у учащихся, продумывание путей включения каждого в общее дело;
►внимание к личности школьника, учет его интересов, склонностей и возможностей, стремление воспитать у него готовность к самовыражению;
►внимание к учебным интересам школьников, использование разнообразных приемов и методов.
В настоящее время главной задачей, которую я ставлю перед собой и пытаюсь реализовать является:
►воспитание свободной личности
►воспитание гуманной личности
►воспитание духовной личности
Таким образом целью своей работы ставлю:
1. Формирование у учащихся в соответствии с концепцией химического образования гуманистическое отношение к окружающему муру, экологически целесообразное поведение в быту с использованием примеров изучаемых веществ.
2. Показать на отдельных темах школьного курса огромный гуманитарный потенциал химии, как науки, связанной с формированием у учащихся чувства личной сопричастности ко всему происходящему в мире.
3. С помощью конкретных примеров школьного курса ввести учащихся в поле общечеловеческой культуры.
Методическая копилка: